torgovlea_virostaet

Уровень автоматизации молдавской торговли растет вместе с уровнем развития самих торговых предприятий. Для того чтобы из нескольких торговых точек сделать полноценную розничную сеть, необходимо построить сеть информационную.

А чтобы такая сеть могла успешно развиваться, нужно пользоваться современным и надежным оборудованием и программным обеспечением «на вырост». Еще вчера для многих было важно автоматизировать торговый зал и бухгалтерию пусть разными, но дешевыми (желательно бесплатными) программами. За последние годы количество местных компаний, перешедших в смысле автоматизации от уровня «торговый зал» к «торговой сети», увеличилось в несколько раз. Сегодня «ритейлеры» (розничные магазины) – одни из самых требовательных клиентов. 

ИТ-решения для них должны полностью соответствовать специфике торгового бизнеса, быть оптимальными по соотношению «стоимость/функционал», максимально быстро внедряться, давать ощутимые результаты уже по факту внедрения, а также оперативно и профессионально сопровождаться. Наконец, они должны предварительно зарекомендовать себя в других компаниях. Торговля сегодня требует самых быстрых и качественных внедрений ИТ. Поэтому выбор чаще всего падает на тех поставщиков, которые могут поставить в комплексе и «железо», и ПО, и консалтинг в области оптимизации бизнес-процессов.

Специфика торговых компаний такова, что их руководству необходимо постоянно анализировать большие объемы информации (широкая номенклатура товара, большое число сделок и т.д.). Но человек устроен таким образом, что он может воспринять весьма ограниченный объем информации. Поэтому нужны инструменты, которые «умеют» получать нужную информацию из нескольких источников, и, что еще важнее, в различных разрезах (причем быстро и в удобной для пользователя форме).

Вопрос руководителя: Зачем вообще торговому предприятию КИС, если большинство магазинов обходится лоскутными системами учета или их пиратскими версиями?

Пока у фирмы есть другие, более простые и менее затратные механизмы для роста, она их использует. Когда эти механизмы исчерпаны, возникает необходимость в применении более эффективных средств.

Учетно-аналитические системы ориентированы в первую очередь на тех руководителей, которые всерьез работают над стратегией развития своей компании.

И определяют ее не только интуитивно, но и основываясь на точных данных о текущем состоянии своего бизнеса. Кстати, в последнее время инициаторами внедрения КИС выступают именно руководители (см. серию статей автора в Fin-Consultant №№ 12/2005, 01-02/2006).

Удачная стратегия – та, которая базируется на ключевых конкурентных преимуществах.

Они включают внутренний распорядок компании и способность принимать стратегические решения, которые формируются на основе анализа множества данных, накопленных за годы работы (например, грамотная организация логистики и учета). Часть конкурентных преимуществ легко скопировать (например, цену на товар: прийти в магазин конкурента, запомнить цены и выставить такие же у себя). Так копируемые преимущества повторяются в разных компаниях постоянно, а ключевые – это некая фора, которой можно воспользоваться в борьбе с конкурентами. И учетно-аналитическая система позволяет выявлять и использовать свои преимущества.

При этом такая система дает возможность не только анализировать данные по товарообороту, выручке, количеству покупателей, а также быстро выявить ошибки и понять причину нестабильности какого-то из этих показателей (например, неожиданного «провала» по выручке).

Кроме того, учетно-аналитические системы помогают контролировать те участки, на которых возможны хищения. Когда руководство компании может легко понять, из чего складываются те или иные цифры, то, конечно, возможностей для «махинаций» со стороны персонала меньше.

Чаще всего разработчики предлагают набор типовых отраслевых решений, и хотя такие решения учитывают специфику бизнеса того или иного предприятия, они не являются «коробочными» продуктами и требуют профессионального внедрения (включая предварительное обследование предприятия, оказание консалтинговых услуг, разработки тех критериев эффективности, которые будут впоследствии заложены в КИС).

Вопрос руководителя: зачем пользоваться услугами специализированных компаний, если многие довольствуются «доморощенными» системами?

Считается, что рынок автоматизации торговых предприятий возник одновременно с переходом в частные руки универмагов и универсамов. Как это часто бывает на зарождающихся рынках, заказчики предпочитали единоличный контроль над процессами автоматизации и поручали их собственным ИТ-отделам. Объяснялось это тем, что функционально собственные разработки не сильно отличались от тиражных аналогов тех лет, а оптимизация и контроль были важнее стабильности таких продуктов.

С развитием розничного рынка, превращением единичных магазинов в сети, нарастанием информационных потоков, «доморощенные» системы перестали справляться с более сложными задачами автоматизации. С этой точки зрения более зрелые и обкатанные на других проектах тиражные решения позволяли успешнее решать возникающие проблемы. В сер. 90-х определилась основная тенденция рынка – совместное создание продуктов ИТ-службами и системными интеграторами, причем на плечи последних ложилась основная задача – разработать готовый продукт.

Розничный бизнес долгое время числился среди «отстающих» по автоматизации. Медленное развитие во многом было связано с тем, что в торговле дольше других отраслей превалировали стереотипы неэффективности комплексной автоматизации. Руководители не хотели слышать о чем-то еще, кроме классического «джентльменского набора»: бухгалтерия, расчет заработной платы и кассовая программа.

Такая ситуация оставалась нормальной, пока наценки были огромными, а масштаб – небольшой, т.е. результат автоматизации был не столь заметен для бизнеса. Кризис 1998 г. преподал жестокий урок, свидетельствующий о важности организации и управления бизнес-процессами. Было положено начало снижению наценок и экономии, с масштабированием сетей становилось все труднее работать «по старинке», появлялись все новые возможности экономить с помощью ИТ. Рынок обрел реальные черты и начал стремительно развиваться.

Постепенно торговые сети стали выдвигать более строгие требования к качеству продуктов.

Уже сейчас становится понятно, что поле деятельности по автоматизации молдавских торговых предприятий очень широко. Если некоторые сети ограничиваются развитием ранее внедренных систем, то многие их соседи уже переросли свои системы и переходят на более мощные аналоги. Старые системы, как их ни дорабатывай, больше не могут обслуживать новые масштабы деятельности.

Выбор падает на системы, способные решить задачи растущего бизнеса. При этом отечественные продукты востребованы в силу хорошего соотношения «цена/качество».

Считается, что реальных внедрений КИС в Молдове не так много, а ошибки для «ритейлеров» пока не фатальны и не сильно мешают им двигаться вперед.

И хотя рынок КИС только начинает развиваться, судя по тому, что спрос торговых компаний на действительно комплексные ИТ-решения постоянно растет, это развитие будет весьма динамичным.

Консультанты ставят такой диагноз: «оптимизация бизнес-процессов с последующей автоматизацией должна происходить не по необходимости и наличию денег, а в качестве стратегического направления развития». Благо, мировой опыт дает широчайшие возможности в этой области. Наибольшее распространение получат решения, основанные на технологиях западных ИТ-лидеров. Но решения эти будут в основном отечественные, так как, что бы ни говорили глобалисты, в каждой стране есть свои «портреты потребителя», своя специфика в области развития торговых предприятий и в законодательстве. Ведь технология – лишь база. Многое зависит от того, как построена конкретная система. Главное в КИС – ни платформа, ни сервер, а профессиональные консультации и люди.

Как заявил в к.2004 г. Президент РМ В.Воронин на Международном инвестиционном форуме, «сфера информационных услуг и электроники является одной из важнейших областей молдавской экономики с повышенным инвестиционным потенциалом». Действительно, внедрение КИС класса ERP или их фрагментов – показатель того, что молдавский бизнес переходит на принципиально новый уровень информатизации.